«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Дисциплина
Макет педагогического опыта
Учебное заведение
Год сдачи 2024
Объем страниц 47
Оценка за работу 9

Фрагмент работы

Государственное учреждение образования
«Боров.. базовая школа ... района»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
ФИО,
учитель биологии
e-mail:
2024
1. Информационный блок
1.1. Название темы опыта
Использование приемов визуализации на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся 1.2. Актуальность опыта
Тема использования приемов визуализации на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся является крайне актуальной. Современное образование стремится к разнообразным методам обучения, которые помогают учащимся лучше усваивать знания и развивать свои когнитивные способности. В биологии, как и в других естественных науках, визуализация играет особенно важную роль. С помощью визуализации учащиеся могут лучше понять сложные процессы и явления, которые изучаются в школьной программе. Визуализация помогает зрительно представить абстрактные понятия, что делает усвоение материала более эффективным и запоминающим. Использование приемов визуализации также способствует развитию творческого мышления учащихся, стимулирует их интерес к предмету, делает уроки более интересными и запоминающимися. Более того, современные технологии позволяют создавать оригинальные и привлекательные визуальные материалы, которые могут значительно обогатить образовательный процесс. Следует отметить, что использование приемов визуализации на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся не только является актуальной темой исследования, но и имеет большое практическое значение для современного образования. Этот подход помогает сделать обучение более эффективным, интересным и продуктивным для учащихся, способствуя их успешному усвоению знаний и развитию критического мышления. Применение визуализации в учебном процессе эффективно активизирует учащихся, ускоряет восприятие, анализ и структурирование информации. Исследования показывают, что люди воспринимают более 80% информации визуально. Мои наблюдения подтверждают, что учащиеся лучше запоминают материал, представленный с визуальной поддержкой. Они могут воспроизвести до 65% презентации, если она сопровождается визуальными образами. Это также способствует активизации учебной деятельности и повышает внимание и деятельность на уроке, уменьшая утомляемость [12, с. 84]. Проведенная мною диагностика уровня позновательной деятельности учащихся 10-х классов показала, что широкое применение современных приёмов визуализации даёт возможность педагогу моделировать учебный материал так, чтобы обеспечить максимальную активизацию познавательной деятельности учащихся. Опыт работы позволяет сделать вывод, что использование приёмов визуализации имеет ряд преимуществ: чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту деятельности учащихся на уроке, снижает утомляемость [7, с. 84]. 1.3. Цель: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством приемов визуализации.
1.4. Задачи:
1.4.1. Выявить уровень активизации познавательной деятельности учащихся путем проведения анализа на основании проведенной диагностики.
1.4.2. Подобрать и систематизировать приемы визуализации в соответствии с этапами урока для эффективного использования на практике.
1.4.3. Проанализировать эффективность и результативность использования выбранных приёмов визуализации для активизации познавательной деятельности учащихся 6 – 9 классов на уроках биологии.
Познавательная деятельность (ПД) – специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый [4, с. 74]. Осуществление ПД предполагает не только усвоение результатов научного познания, но «проживание» самого пути познания, реализацию способов творческой поисковой деятельности по решению реальной познавательной проблемы. ПД – это еще учебная деятельность по освоению того, что создано, но это уже собственно познавательная деятельность, направленная на раскрытие в учащихся их человеческих возможностях духовного обогащения через познание мира [9]. ПД направлена не столько на изменение субъекта деятельности, т.е. освоение ребенком обобщенных способов действий, сколько на решение реальной социально актуальной и личностно значимой для учащегося познавательной проблемы. Под термином «визуализация» подразумевается изменение формы представления информации без нарушения ее содержания, то есть систематизация и упорядочение материала для его изложения в графической или иной форме. Согласно современному заказу общества, поиск оптимальных путей организации познавательной деятельности, а также рациональных вариантов содержания обучения и его структуры требует современных приемов визуализации, особая роль которых является не только результатом развития технологий, упрощающих поиск и доступ к информации, но и потребности в быстром обучении и запоминании больших объемов материала [5, с. 49]. 1.5. Длительность работы над опытом: июнь 2021 – май 2024.
Этапы работы: 1 этап – подготовительный (выявление уровня активизации познавательной деятельности учащихся, проведение анализа научно-методической и учебно-методической литературы, передового педагогического опыта, нормативных и правовых актов). 2 этап – практический (подбор, разработка, систематизация эффективных приемов визуализации, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, и применение их на практике). 3 этап – обобщающий (обоснование эффективности и результативности достигнутых результатов использования приемов визуализации как средства активизации познавательной деятельности учащихся 2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Гипотеза исследования: использование в процессе приемы визуализации, будет способствовать развитию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Методы исследования: теоретические: анализ философских, лингвистических и психолого-педагогических исследований; наблюдение; анализ и обобщение педагогического опыта; эмпирические. Новизна исследования заключается в определении совокупности условий формирования познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями школы в учебном процессе, а также преподавателями и студентами педагогических специальностей вузов. Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе ГУО «Боровобудская базовая школа Кормянского района». В исследовании приняли участие учащиеся 8 класса в 2022 г. (сейчас 10 класс) в количестве 20 человек – экспериментальная группа, 20 человек 8 класса в 2024 г. – контрольная группа. 2.2. Описание сути опыта
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: 1. Констатирующий эксперимент, целью которого было выявить уровень активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. 2. Формирующий эксперимент, целью которого является активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством приемов визуализации. 3. Контрольный эксперимент, целью которого является изучения динамики уровня развития познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Автором были использованы методики в 8 «А» классе в общеобразовательном классе в начале учебного 2022/2023 года для обобщения материала предыдущих лет. Было отмечено, что обучающиеся позитивно отреагировали на методы визуализации и активно выполняли задания. Как показала практика, использование методов визуализации эффективно для обучающихся: С хорошо выраженным логическим и математическим интеллектом; С сильным визуально – пространственным мышлением. Применялись следующие методы: инфографика, создание постеров. Методов недостаточно. Необходимо описание методов инфографики, кластеров, кроссенса, облака слов, мнемотехники, гексогонального обучения при проведении уроков биологии с примерами. Рост популярности инфографики заставляет нас обратить на нее внимание с точки зрения преподавания биологии. В рамках школьной программы по биологии для более эффективного усвоения информации по темам «Общая характеристика животных», «Тип Стрекающие», «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви», «Тип Моллюски», «Тип Членистоногие», «Тип Хордовые», «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии», «Класс Птицы» было предложено использование различных визуальных средств. Инфографика, создание постеров, таблиц и схем являются отличными инструментами, которые помогают учащимся более наглядно и систематизированно представить изучаемый материал. Инфографика - это графическое изображение информации, которое позволяет структурировать ключевые концепции, процессы и взаимосвязи между ними. Использование инфографики на уроках биологии позволяет визуализировать сложные понятия, делая их более понятными и запоминающимися для учащихся. Создание постеров - это еще один эффективный способ представления информации. Таблицы и схемы - это отличный способ систематизировать информацию и выделить основные характеристики и особенности изучаемых объектов. С их помощью учащиеся могут быстрее ориентироваться в материале и лучше усваивать ключевые понятия. Все эти методы визуализации позволяют создать интерактивную и увлекательную среду для изучения разнообразных типов животных в рамках уроков биологии, способствуя более глубокому и прочному усвоению информации. В заключительной части уроков была проведена рефлексия: ученикам был предложен небольшой вопросник (рисунок 2.1, Приложение 2). Исходя из полученных данных была составлена диаграмма, на которой видно, что большинству учеников понравился данный способ изучения материала, методы визуализации для них были понятны и интересны. На рисунке 2 в Приложении 2 представлены результаты проведения опроса по уроку в классе без применения методов визуализации. Определим эффективность использования методов визуализации в процессе изучения (повторения) прграммы на уроках биологии. Как уже ранее было сказано, в начале 2022 / 2023 учебного года в ГУО СШ №1 в 8 «А» классе был проведён эксперимент (Приложение 3, таблица 3.1). 2.3. Результативность и опыта
Далее было проведено исследование в 10 «А» классе (после внедрение визуализации) и в 10 «Б», где не внедрялись приемы визуализации. В этих классах, схожих по гендерному составу (соотношения мальчиков и девочек), возрасту обучающихся, среднему уровню подготовки материала был по-разному представлен с целью повторения. В одном из классов – в виде ментальной карты, а в другом – традиционным способом (текстовом), без использования визуализации. Диаграммы оценок тестового контроля, проведённого на следующем уроке представлены в Приложении 3, таблица 3.1-3.2. Использование визуализации при обучении позволяет обучающемся более глубоко воспринимать явления, процессы и предметы окружающего его мира, создавая представления, корректно отражающие объективную действительность, в то же время рассматриваемые явления прорабатываются и синтезируются согласно требованиям образовательных задач. Применение средств наглядности полезно как для создания у обучающихся образных абстрактных представлений, так для формирования понятий, для анализа более отвлеченных зависимостей и связей. При выполнении опытно-практической части данного исследования определено что, используя метод схематической наглядности, можно добиться улучшения понимания материала. Любой объект, находящийся в поле нашего зрения, представляет собой потенциальную зрительную опору. К таким объектам мы можем отнести как самих участников диалога, так и их одежду, обстановку, предметы и действия. В ходе работы над практические части данного исследования было определено, что обучающиеся воспринимают материал, который был представлен посредством визуализации более полно. Кроме того, визуализация способна активировать психическую деятельность, вызывав у них интерес к самому процессу обучения на уроке биологии. Также визуализация способна расширить объем усваиваемого материала, снизить утомление и развить творческое воображение, она активирует силу воли и упрощает весь процесс изучения биологии. Таким образом, для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо внедрять приемы визуализации на уроках биологии как средства. 3. Заключение Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии необходимо внедрять разнообразные приемы визуализации. Использование инфографики - это мощные инструменты, способствующие более эффективному усвоению материала и активному вовлечению студентов в учебный процесс. Инфографика представляет собой графическое изображение информации, которое позволяет структурировать и обобщить ключевые понятия, процессы и взаимосвязи. С помощью инфографики можно визуализировать сложные концепции, сделав их более понятными и запоминающимися. Этот метод помогает стимулировать активное запоминание информации, повышает концентрацию и помогает систематизировать знания. Использование визуализации при обучении позволяет обучающемся более глубоко воспринимать явления, процессы и предметы окружающего его мира, создавая представления, корректно отражающие объективную действительность, в то же время рассматриваемые явления прорабатываются и синтезируются согласно требованиям образовательных задач. Применение средств визуализации полезно как для создания у обучающихся образных абстрактных представлений, так для формирования понятий, для анализа более отвлеченных зависимостей и связей. В ходе работы над практические части данного исследования было определено, что обучающиеся воспринимают материал, который был представлен посредством визуализации более полно. Кроме того, визуализация способна активировать психическую деятельность, вызывав у них интерес к самому процессу обучения на уроке биологии. Также визуализация способна расширить объем усваиваемого материала, снизить утомление и развить творческое воображение, она активирует силу воли и упрощает весь процесс изучения биологии. Таким образом, для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо внедрять приемы визуализации на уроках биологии. Список использованных источников
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин – СПб.: Изд– во Михайлова, 2016. – 314 с.
2. Бабанский, Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – СПБ.: Просвещение, 2017. – 298 с.
3. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. – Т.1 / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика, 1979. – 304 с.
4. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин.– М.: Просвещение, 1983. – 383 с.
5. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М.: Айриспресс, 2013. – 573 с.
6. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собр. соч. – Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
7. Игнатова, В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / В. Игнатова. – Тюмень: ТГУ, 2005. – 256 с.
8. Кузьменкова, Ю.Б. Наглядность в обучении. Учебное пособие / Ю.Б. Кузьменкова. – М.: «Сказочная дорога», 2016. -132 с.
9. Ушинский, К.Д. Естественнонаучное образование / К.Д. Ушинский. – М.: Амонашвили, 1998. – 222 с.
10. Яблоков, А.В. Эволюционное учение: Учеб. пособие для студентов ун-тов / А.В. Яблоков. – М.: Высшая школа, 1981. – 343 с.
Приложение 1
Опросник для учеников в классе без применения методов визуализации
1. Хотел ли бы ты дальше изучать новый материал? 2. Понятна ли она для тебя? 3. Понравились ли методы визуализации? Опросник для учеников в классе без применения методов визуализации 1. Понравилось ли объяснение пройденного материала? 2. Если бы было больше картинок и схем, было бы лучше? Приложение 2
Результаты диагностики
Таблица 2.1 С применением методов визуализации ДА НЕТ Хотел ли бы ты дальше изучать новый материал? 95% 5% Понятна ли она для тебя? 75% 25% Понравились ли применяемые методы? 90% 10% Без применения методов визуализации Понравилось ли объяснение пройденного материала? 95% 5% Если бы было больше картинок и схем, было бы лучше? 95% 5% Рисунок 2.1 - Проведения опроса по уроку в классе с применением методов визуализации Рисунок 2.2 - Проведения опроса по уроку в классе без применения методов визуализации Приложение 3 Диаграммы оценок тестового контроля Таблица 3.1 8 «А» класс в 2022 г. (до внедрения методов визуализации) 10 «А» класс в 2024 г. (до внедрения методов визуализации) 10 «Б» класс в 2024 г. (без внедрения методов визуализации) Оценка от 8-10 баллов 10 15 11 Оценка от 6-8 баллов 8 4 8 Оценка от 4-6 баллов 2 1 1 Таблица 3.2 8 «А» класс в 2022 г. (до внедрения методов визуализации) 10 «А» класс в 2024 г. (до внедрения методов визуализации) 10 «Б» класс в 2024 г. (без внедрения методов визуализации) Оценка от 8-10 баллов 50% 75% 55% Оценка от 6-8 баллов 40% 15% 40% Оценка от 4-6 баллов 10% 5% 5% Рисунок 3.1 - Диаграммы оценок тестового контроля Приложение 4
План-конспект 1
План конспекта занятия: «Общая характеристика животных» Тема: «Общая характеристика животных» (с использованием приемов визуализации на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся) Цель урока: Познакомить учащихся с основными характеристиками животных и их разнообразием, используя визуализацию для лучшего понимания материала. Задачи урока: задач должно быть три всегда : обучающая, развивающая и воспитывающая 1. Ввести учащихся в тему и обосновать ее актуальность. 2. Изучить основные характеристики животных как царства организмов. 3. Представить разнообразие видов животных и их адаптации к различным условиям существования. 4. Применить приемы визуализации для наглядного представления разнообразия животного мира. 5. Развить умение сравнивать и анализировать различные виды животных. 6. Сформировать понимание важности изучения и охраны биоразнообразия животного мира. Ход урока:
Этапы урока абсолютно не соответсвуют правилам! Достаточно двух каких-либо развернутых планов и все. 1. Организационно-мотивационный этап 2. Проверка домашнего задания 3. Целеполагание 4. Актуализация знаний и тд!!!! До рефлексии должно быть расписано 1. Введение (5 мин) - Объяснение темы урока и ее значимости. - Формулирование цели и задач урока. 2. Основные характеристики животных (10 мин) - Определение царства животных и его общие признаки. - Обсуждение разнообразия видов и форм жизни животных. 3. Представление разнообразия видов животных (15 мин) - Использование визуализации для представления различных типов животных: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые и др. - Обсуждение адаптаций и особенностей строения разных групп животных. 4. Применение приемов визуализации (15 мин) - Показ и обсуждение иллюстраций, схем и видеороликов с представителями различных видов животных. - Групповая работа: анализ и сравнение изображений разных видов животных. 5. Практические задания (10 мин) - Игра «Угадай животное»: учащиеся по картинке должны угадать, к какой группе животных относится изображенное животное. - Создание коллекции картинок с разными животными и их характеристиками. 6. Обсуждение и закрепление материала (5 мин) - Обсуждение результатов практических заданий и ответов на вопросы учащихся. - Подведение итогов урока и формулирование основных выводов. Источники: - Учебные пособия по биологии с разделами об общей характеристике животных. - Иллюстрации и схемы анатомии и разнообразия животных. - Видеоролики о поведении и образе жизни разных групп животных. План-конспект 2
План конспекта занятия: «Тип Плоские черви»
Тема: «Тип Плоские черви» (с использованием приемов визуализации на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся) Цель урока: Изучить особенности и значение типа Плоские черви в животном мире. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с понятием типа Плоские черви и его представителями. 2. Изучить основные характеристики животных данного типа. 3. Обсудить значение и роль Плоских червей в экосистеме и для человека. 4. Применить приемы визуализации для наглядного представления разнообразия Плоских червей. 5. Развить умение анализировать и сравнивать различные виды Плоских червей. 6. Сформировать понимание важности изучения и охраны Плоских червей. Ход урока:
1. Введение (5 мин) - Объяснение темы урока и ее значимости. - Формулирование цели и задач урока. 2. Понятие типа Плоские черви (10 мин) - Определение типа Плоские черви и его основные признаки. - Примеры представителей данного типа. 3. Основные характеристики Плоских червей (15 мин) - Изучение анатомии, строения и образа жизни Плоских червей. - Использование визуализации для представления разнообразия представителей типа. 4. Значение Плоских червей в экосистеме (10 мин) - Обсуждение роли Плоских червей в циклах веществ и пищевых цепях. - Представление примеров важных Плоских червей для экосистемы. 5. Применение приемов визуализации (15 мин) - Показ и обсуждение иллюстраций, схем и видеороликов с представителями разных видов Плоских червей. - Групповая работа: анализ и сравнение изображений разных видов Плоских червей. 6. Практические задания (10 мин) - Решение задач на определение роли Плоских червей в экосистеме. - Создание коллекции картинок с разными Плоскими червями и их характеристиками. 7. Обсуждение и закрепление материала (5 мин) - Обсуждение результатов практических заданий и ответов на вопросы учащихся. - Подведение итогов урока и формулирование основных выводов. Источники: - Учебные пособия по биологии с разделами о Плоских червях. - Иллюстрации и схемы анатомии и разнообразия Плоских червей. - Видеоролики о поведении и образе жизни Плоских червей. План-конспект 3
План конспекта занятия: «Тип Круглые черви» Тема: «Тип Круглые черви» (с использованием приемов визуализации на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся) Цель урока: Изучить особенности и значение типа Круглые черви в животном мире. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с понятием типа Круглые черви и его представителями. 2. Изучить основные характеристики животных данного типа. 3. Обсудить значение и роль Круглых червей в экосистеме и для человека. 4. Применить приемы визуализации для наглядного представления разнообразия Круглых червей. 5. Развить умение анализировать и сравнивать различные виды Круглых червей. 6. Сформировать понимание важности изучения и охраны Круглых червей. Ход урока: 1. Введение (5 мин) - Объяснение темы урока и ее значимости. - Формулирование цели и задач урока. 2. Понятие типа Круглые черви (10 мин) - Определение типа Круглые черви и его основные признаки. - Примеры представителей данного типа. 3. Основные характеристики Круглых червей (15 мин) - Изучение анатомии, строения и образа жизни Круглых червей. - Использование визуализации для представления разнообразия представителей типа. 4. Значение Круглых червей в экосистеме (10 мин) - Обсуждение роли Круглых червей в циклах веществ и пищевых цепях. - Представление примеров важных Круглых червей для экосистемы. 5. Применение приемов визуализации (15 мин) - Показ и обсуждение иллюстраций, схем и видеороликов с представителями разных видов Круглых червей. - Групповая работа: анализ и сравнение изображений разных видов Круглых червей. 6. Практические задания (10 мин) - Решение задач на определение роли Круглых червей в экосистеме. - Создание коллекции картинок с разными Круглыми червями и их характеристиками. 7. Обсуждение и закрепление материала (5 мин) - Обсуждение результатов практических заданий и ответов на вопросы учащихся. - Подведение итогов урока и формулирование основных выводов. Источники: - Учебные пособия по биологии с разделами о Круглых червях. - Иллюстрации и схемы анатомии и разнообразия Круглых червей. - Видеоролики о поведении и образе жизни Круглых червей. План-конспект 4
План конспекта занятия: «Тип Кольчатые черви» Тема: «Тип Кольчатые черви» (с использованием приемов визуализации на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся) Цель урока: Изучить особенности и значение типа Кольчатые черви в животном мире. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с понятием типа Кольчатые черви и его представителями. 2. Изучить основные характеристики животных данного типа. 3. Обсудить значение и роль Кольчатых червей в экосистеме и для человека. 4. Применить приемы визуализации для наглядного представления разнообразия Кольчатых червей. 5. Развить умение анализировать и сравнивать различные виды Кольчатых червей. 6. Сформировать понимание важности изучения и охраны Кольчатых червей. Ход урока: 1. Введение (5 мин) - Объяснение темы урока и ее значимости. - Формулирование цели и задач урока. 2. Понятие типа Кольчатые черви (10 мин) - Определение типа Кольчатые черви и его основные признаки. - Примеры представителей данного типа. 3. Основные характеристики Кольчатых червей (15 мин) - Изучение анатомии, строения и образа жизни Кольчатых червей. - Использование визуализации для представления разнообразия представителей типа. 4. Значение Кольчатых червей в экосистеме (10 мин) - Обсуждение роли Кольчатых червей в циклах веществ и пищевых цепях. - Представление примеров важных Кольчатых червей для экосистемы. 5. Применение приемов визуализации (15 мин) - Показ и обсуждение иллюстраций, схем и видеороликов с представителями разных видов Кольчатых червей. - Групповая работа: анализ и сравнение изображений разных видов Кольчатых червей. 6. Практические задания (10 мин) - Решение задач на определение роли Кольчатых червей в экосистеме. - Создание коллекции картинок с разными Кольчатыми червями и их характеристиками. 7. Обсуждение и закрепление материала (5 мин) - Обсуждение результатов практических заданий и ответов на вопросы учащихся. - Подведение итогов урока и формулирование основных выводов. Источники: - Учебные пособия по биологии с разделами о Кольчатых червях. - Иллюстрации и схемы анатомии и разнообразия Кольчатых червей. - Видеоролики о поведении и образе жизни Кольчатых червей. План-конспект 5 План конспекта занятия: «Тип Моллюски» Тема: «Тип Моллюски» (с использованием приемов визуализации на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся) Цель урока: Изучить особенности и значение типа Моллюски в животном мире. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с понятием типа Моллюски и его представителями. 2. Изучить основные характеристики животных данного типа. 3. Обсудить значение и роль Моллюсков в экосистеме и для человека. 4. Применить приемы визуализации для наглядного представления разнообразия Моллюсков. 5. Развить умение анализировать и сравнивать различные виды Моллюсков. 6. Сформировать понимание важности изучения и охраны Моллюсков. Ход урока: 1. Введение (5 мин) - Объяснение темы урока и ее значимости. - Формулирование цели и задач урока. 2. Понятие типа Моллюски (10 мин) - Определение типа Моллюски и его основные признаки. - Примеры представителей данного типа. 3. Основные характеристики Моллюсков (15 мин) - Изучение анатомии, строения и образа жизни Моллюсков. - Использование визуализации для представления разнообразия представителей типа. 4. Значение Моллюсков в экосистеме (10 мин) - Обсуждение роли Моллюсков в циклах веществ и пищевых цепях. - Представление примеров важных Моллюсков для экосистемы. 5. Применение приемов визуализации (15 мин) - Показ и обсуждение иллюстраций, схем и видеороликов с представителями разных видов Моллюсков. - Групповая работа: анализ и сравнение изображений разных видов Моллюсков. 6. Практические задания (10 мин) - Решение задач на определение роли Моллюсков в экосистеме. - Создание коллекции картинок с разными Моллюсками и их характеристиками. 7. Обсуждение и закрепление материала (5 мин) - Обсуждение результатов практических заданий и ответов на вопросы учащихся. - Подведение итогов урока и формулирование основных выводов. Источники: - Учебные пособия по биологии с разделами о Моллюсках. - Иллюстрации и схемы анатомии и разнообразия Моллюсков. - Видеоролики о поведении и образе жизни Моллюсков. План-конспект 6
План конспекта занятия: «Тип Членистоногие» Тема: «Тип Членистоногие» (с использованием приемов визуализации на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся) Цель урока: Изучить особенности и значение типа Членистоногие в животном мире. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с понятием типа Членистоногие и его представителями. 2. Изучить основные характеристики животных данного типа. 3. Обсудить значение и роль Членистоногих в экосистеме и для человека. 4. Применить приемы визуализации для наглядного представления разнообразия Членистоногих. 5. Развить умение анализировать и сравнивать различные виды Членистоногих. 6. Сформировать понимание важности изучения и охраны Членистоногих. Ход урока: 1. Введение (5 мин) - Объяснение темы урока и ее значимости. - Формулирование цели и задач урока. 2. Понятие типа Членистоногие (10 мин) - Определение типа Членистоногие и его основные признаки. - Примеры представителей данного типа. 3. Основные характеристики Членистоногих (15 мин) - Изучение анатомии, строения и образа жизни Членистоногих. - Использование визуализации для представления разнообразия представителей типа. 4. Значение Членистоногих в экосистеме (10 мин) - Обсуждение роли Членистоногих в циклах веществ и пищевых цепях. - Представление примеров важных Членистоногих для экосистемы. 5. Применение приемов визуализации (15 мин) - Показ и обсуждение иллюстраций, схем и видеороликов с представителями разных видов Членистоногих. - Групповая работа: анализ и сравнение изображений разных видов Членистоногих. 6. Практические задания (10 мин) - Решение задач на определение роли Членистоногих в экосистеме. - Создание коллекции картинок с разными Членистоногими и их характеристиками. 7. Обсуждение и закрепление материала (5 мин) - Обсуждение результатов практических заданий и ответов на вопросы учащихся. - Подведение итогов урока и формулирование основных выводов. Источники: - Учебные пособия по биологии с разделами о Членистоногих. - Иллюстрации и схемы анатомии и разнообразия Членистоногих. - Видеоролики о поведении и образе жизни Членистоногих. План-конспект 7
План конспекта занятия: «Тип Хордовые» Тема: «Тип Хордовые» (с использованием приемов визуализации на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся) Цель урока: Познакомить учащихся с типом Хордовые и его представителями, изучить особенности строения и образа жизни хордовых. Задачи урока: 1. Понятие типа Хордовые и его значения в животном мире. 2. Основные признаки хордовых и их разнообразие. 3. Изучение анатомических особенностей и образа жизни хордовых. 4. Применение приемов визуализации для наглядного представления представителей типа Хордовые. 5. Активизация познавательной деятельности учащихся через анализ и сравнение различных видов хордовых. 6. Обсуждение значения и роли хордовых в экосистеме и для человека. Ход урока: 1. Введение (5 мин) - Объяснение темы урока и ее значимости. - Формулирование цели и задач урока. 2. Понятие типа Хордовые (10 мин) - Определение типа Хордовые и его основные признаки. - Примеры представителей данного типа. 3. Основные характеристики Хордовых (15 мин) - Изучение анатомии, строения и образа жизни Хордовых. - Использование визуализации для представления разнообразия представителей типа. 4. Применение приемов визуализации (15 мин) - Показ и обсуждение иллюстраций, схем и видеороликов с представителями разных видов хордовых. - Групповая работа: анализ и сравнение изображений разных видов хордовых. 5. Обсуждение значения Хордовых (10 мин) - Обсуждение роли Хордовых в экосистеме и их значения для человека. - Примеры важных представителей хордовых в мире. 6. Практические задания (10 мин) - Решение задач на определение роли хордовых в экосистеме. - Создание коллекции картинок с разными хордовыми и их характеристиками. 7. Обсуждение и закрепление материала (5 мин) - Обсуждение результатов практических заданий и ответов на вопросы учащихся. - Подведение итогов урока и формулирование основных выводов. Источники: - Учебные пособия по биологии с разделами о хордовых. - Иллюстрации и схемы анатомии и разнообразия хордовых. - Видеоролики о поведении и образе жизни хордовых. План-конспект 8
План конспекта занятия: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» Тема: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» (с использованием приемов визуализации на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся) Цель урока: Изучить особенности и значение класса Пресмыкающиеся (Рептилии) в животном мире. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с понятием класса Пресмыкающиеся и его представителями. 2. Изучить основные характеристики рептилий. 3. Обсудить значение и роль рептилий в экосистеме и для человека. 4. Применить приемы визуализации для наглядного представления разнообразия рептилий. 5. Развить умение анализировать и сравнивать различные виды рептилий. 6. Сформировать понимание важности изучения и охраны рептилий. Ход урока: 1. Введение (5 мин) - Объяснение темы урока и ее значимости. - Формулирование цели и задач урока. 2. Понятие класса Пресмыкающиеся (10 мин) - Определение класса Пресмыкающиеся и его основные признаки. - Примеры представителей данного класса. 3. Основные характеристики рептилий (15 мин) - Изучение анатомии, строения и образа жизни рептилий. - Использование визуализации для представления разнообразия представителей класса. 4. Значение рептилий в экосистеме (10 мин) - Обсуждение роли рептилий в циклах веществ и пищевых цепях. - Представление примеров важных рептилий для экосистемы. 5. Применение приемов визуализации (15 мин) - Показ и обсуждение иллюстраций, схем и видеороликов с представителями разных видов рептилий. - Групповая работа: анализ и сравнение изображений разных видов рептилий. 6. Практические задания (10 мин) - Решение задач на определение роли рептилий в экосистеме. - Создание коллекции картинок с разными рептилиями и их характеристиками. 7. Обсуждение и закрепление материала (5 мин) - Обсуждение результатов практических заданий и ответов на вопросы учащихся. - Подведение итогов урока и формулирование основных выводов. Источники: - Учебные пособия по биологии с разделами о рептилиях. - Иллюстрации и схемы анатомии и разнообразия рептилий. - Видеоролики о поведении и образе жизни рептилий.
План-конспект 9
План конспекта занятия: «Класс Птицы» Тема: «Класс Птицы» (с использованием приемов визуализации на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся) Цель урока: Изучить особенности и значение класса Птицы в животном мире. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с понятием класса Птицы и его представителями. 2. Изучить основные характеристики птиц. 3. Обсудить значение и роль птиц в экосистеме и для человека. 4. Применить приемы визуализации для наглядного представления разнообразия птиц. 5. Развить умение анализировать и сравнивать различные виды птиц. 6. Сформировать понимание важности изучения и охраны птиц. Ход урока: 1. Введение (5 мин) - Объяснение темы урока и ее значимости. - Формулирование цели и задач урока. 2. Понятие класса Птицы (10 мин) - Определение класса Птицы и его основные признаки. - Примеры представителей данного класса. 3. Основные характеристики птиц (15 мин) - Изучение анатомии, строения и образа жизни птиц. - Использование визуализации для представления разнообразия представителей класса. 4. Значение птиц в экосистеме (10 мин) - Обсуждение роли птиц в циклах веществ и пищевых цепях. - Представление примеров важных птиц для экосистемы. 5. Применение приемов визуализации (15 мин) - Показ и обсуждение иллюстраций, схем и видеороликов с представителями разных видов птиц. - Групповая работа: анализ и сравнение изображений разных видов птиц. 6. Практические задания (10 мин) - Решение задач на определение роли птиц в экосистеме. - Создание коллекции картинок с разными птицами и их характеристиками. 7. Обсуждение и закрепление материала (5 мин) - Обсуждение результатов практических заданий и ответов на вопросы учащихся. - Подведение итогов урока и формулирование основных выводов. Источники: - Учебные пособия по биологии с разделами о птицах. - Иллюстрации и схемы анатомии и разнообразия птиц. - Видеоролики о поведении и образе жизни птиц. Приложение 5
Тест Общая характеристика животных 1. Что объединяет всех животных? - А) Наличие клеточного строения - Б) Отсутствие способности к фотосинтезу - В) Наличие хордовой трубки - Г) Покров тела в виде кожи или панциря 2. Чем отличаются животные от растений? - А) Растения имеют способность к движению, животные - нет. - Б) Растения питаются органическими веществами, животные - неорганическими. - В) Растения имеют клеточную стенку, животные - нет. - Г) Растения обладают способностью к фотосинтезу, животные - нет. Тип Стрекающие 3. Какую особенность имеют стрекающие? - А) Они обладают хитиновым покровом. - Б) У них разветвленная нервная система. - В) Они способны к половому размножению. - Г) У них круглое тело. 4. Какой из нижеперечисленных видов относится к типу Стрекающие? - А) Окунь - Б) Муравей - В) Улитка - Г) Червь Тип Плоские черви 5. Чем отличаются плоские черви от других типов червей? - А) У них плоское тело - Б) У них развитая нервная система - В) Они обладают внутренней полостью - Г) У них нет полости тела 6. Какой из перечисленных ниже видов относится к типу Плоские черви? - А) Кот - Б) Свинья - В) Круглый червь - Г) Плоский червь Тип Круглые черви 7. Какая характеристика относится к типу Круглые черви? - А) Имеют кольцевое тело - Б) Образуют симбиоз с водорослями - В) Питаются микроскопическими водорослями - Г) Имеют полость тела 8. Какой из перечисленных ниже видов относится к типу Круглые черви? - А) Морская звезда - Б) Плоский червь - В) Осьминог - Г) Круглый червь Тип Кольчатые черви 9. Какая особенность присуща кольчатым червям? - А) Наличие кольца вокруг тела - Б) Хорошо развитая нервная система - В) Внутренняя полость тела - Г) Наличие жесткого панциря 10. Какой из нижеперечисленных видов относится к типу Кольчатые черви? - А) Улитка - Б) Медуза - В) Морская звезда - Г) Дождевой червь Тип Моллюски 11. Чем обладают моллюски? - А) Внешним покровом - Б) Внутренней полостью - В) Плоским телом - Г) Жестким панцирем 12. Какой из нижеперечисленных видов относится к типу Моллюски? - А) Медуза - Б) Крокодил - В) Морская улитка - Г) Муравей Тип Членистоногие 13. Что характеризует членистоногих? - А) Развитая нервная система - Б) Наличие хитинового скелета - В) Плоское тело - Г) Внешний покров 14. Какой из нижеперечисленных видов относится к типу Членистоногие? - А) Шмель - Б) Краб - В) Кит - Г) Крокодил Тип Хордовые 15. Что объ единяет хордовых? - А) Наличие хордовой трубки - Б) Жесткий панцирь - В) Внутренняя полость тела - Г) Внешний покров 16. Какой из нижеперечисленных видов относится к типу Хордовые? - А) Медуза - Б) Улитка - В) Кит - Г) Плоский червь Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии 17. Чем отличаются рептилии от других классов животных? - А) Наличием перьев - Б) Холоднокровностью - В) Присутствием чешуи - Г) Водной средой обитания 18. Какой из перечисленных ниже видов относится к классу Пресмыкающиеся? - А) Медуза - Б) Черепаха - В) Медведь - Г) Свинья Класс Птицы 19. Чем отличаются птицы от других классов животных? - А) Наличием перьев и клюва - Б) Холоднокровностью - В) Плоским телом и хвостом - Г) Водной средой обитания 20. Какой из перечисленных ниже видов относится к классу Птицы? - А) Медуза - Б) Крокодил - В) Орел - Г) Улитка 21. Почему у птиц клюв? - А) Для нападения на добычу - Б) Для звукоподражания - В) Для поиска пищи и оборачивания яиц - Г) Для защиты от хищников 22. Как птицы летают? - А) С помощью крыльев - Б) Прыжками - В) Бегом - Г) Плаванием 23. Что еще помимо летания делают птицы? - А) Копают норы - Б) Плавают - В) Передвигаются на всех четырех - Г) Поднимаются на задние лапы 24. Где могут гнездиться птицы? - А) В норах - Б) В траве - В) В дуплах, на деревьях и на земле - Г) В воде 25. Что является пищей для большинства птиц? - А) Только мясо - Б) Только трава - В) Разные виды пищи - Г) Только рыба 26. Чем отличается пернатое от других птиц? - А) Размером - Б) Внешним видом - В) Возможностью летать - Г) Наличием покрова из перьев 27. Что такое зоб? - А) Опухоль на ноге у птиц - Б) Механизм для прекращения дыхания - В) Желудок, помогающий переваривать твердую пищу - Г) Полость в дереве, где гнездятся птицы 28. Что такое селезенка? - А) Вид птицы - Б) Опухоль на шее у птиц - В) Железа, обогащающая кровь кислородом - Г) Орган, вырабатывающий красную кровь у птиц 29. Какую роль выполняют перья у птиц? - А) Они позволяют птицам плавать - Б) Они служат для подогрева - В) Они помогают птицам летать и сохранять тепло - Г) Они служат для защиты от дождя 30. Что делают птицы перед дождем? - А) Летают - Б) Улетают в теплое место - В) Кричат - Г) Пьют много воды 31. Что представляют собой птенцы? - А) Молодые особи птиц - Б) Самки птиц - В) Пернатые яйца - Г) Маленькие червячки 32. Как называется период, когда птицы летают на юг? - А) Миграция - Б) Весна - В) Зима - Г) Лето 33. Какую роль выполняют птицы в экосистеме? - А) Они являются опылителями - Б) Они поддерживают баланс видов - В) Они распространяют семена - Г) Все вышеперечисленное 34. Что такое метания яиц? - А) Процесс, когда птицы удаляют яйца из гнезда - Б) Процесс инкубации яиц - В) Процесс охраны яиц - Г) Процесс переноса яиц в новое место 35. Какие особенности имеют некоторые виды птиц? - А) Несут яйца - Б) Поют - В) Могут летать на задних лапах - Г) Все вышеперечисленное 36. Что является сигналом для перелета птиц на юг? - А) Наступление зимы - Б) Лето - В) Весна - Г) Время гнездования 37. Чем птицы питаются? - А) Мясом - Б) Рыбой - В) Различными видами пищи - Г) Только травой 38. Чем птицы подкормливают своих птенцов? - А) Мясом - Б) Рыбой - В) Различными видами пищи - Г) Они не подкормливают их 39. Чем занимаются птицы на зимовке? - А) Летают на юг - Б) Остаются на месте и пережидают зиму - В) Заносят запасы пищи - Г) Все вышеперечисленное 40. Какая польза от птиц для человека? - А) Птицы помогают очищать воду и почву от вредных веществ - Б) Птицы в качестве домашних животных приносят пользу в виде яиц, мяса и перьев - В) Птицы контролируют численность насекомых - Г) Все вышеперечисленное Этот тест содержит вопросы, которые покрывают основные аспекты каждой из указанных тем. Ответы на тест: 1. В) Наличие хордовой трубки 2. Г) Водной средой обитания 3. А) Они обладают хитиновым покровом 4. Г) Червь 5. А) У них плоское тело 6. Г) Плоский червь 7. Г) Имеют полость тела 8. Г) Круглый червь 9. А) Наличие кольца вокруг тела 10. Г) Дождевой червь 11. Б) Внутренней полостью 12. В) Морская улитка 13. Б) Наличие хитинового скелета 14. А) Шмель 15. А) Наличие хордовой трубки 16. Б) Улитка 17. В) Присутствием чешуи 18. Б) Черепаха 19. А) Наличием перьев и клюва 20. В) Орел 21. В) Для поиска пищи и оборачивания яиц 22. А) С помощью крыльев 23. В) Передвигаются на всех четырех 24. В) В дуплах, на деревьях и на земле 25. В) Разные виды пищи 26. Г) Наличием покрова из перьев 27. В) Желудок, помогающий переваривать твердую пищу 28. В) Железа, обогащающая кровь кислородом 29. В) Они помогают птицам летать и сохранять тепло 30. Б) Улетают в теплое место 31. А) Молодые особи птиц 32. А) Миграция 33. Г) Все вышеперечисленное 34. Б) Процесс инкубации яиц 35. А) Несут яйца 36. А) Наступление зимы 37. В) Различными видами пищи 38. В) Различными видами пищи 39. Г) Все вышеперечисленное 40. Г) Все вышеперечисленное

Показать все готовые курсовые работы