Фрагмент работы
ВВЕДЕНИЕ В современных условиях развития специального образования в Республике Беларусь интегрированное обучение и воспитание становятся все более востребованными родителями детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Достижение оптимального результата при организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания возможно лишь в том случае, если существует эффективное взаимодействие всех специалистов, сопровождающих ребенка. В настоящее время проблеме разностороннего развития личности лиц с особенностями психофизического развития, их социализации и интеграции уделяется большое внимание в теоретическом и практическом направлениях работы. Это определяется положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании. Одним из важнейших средств, обеспечивающих психическое развитие детей дошкольного возраста, является их коммуникативная компетенция. Своевременное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и его дальнейшего обучения учреждении общего среднего образования. Социальная адаптация детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью зависит от правильного понимания обращенной к ним речи и умения пользоваться языковыми средствами в различных ситуациях общения. В связи с этим проблема совершенствования коммуникативных умений рассматриваемой категории детей занимает центральное место в проводимой с ними коррекционно-развивающей работе. В психолого-педагогических исследованиях обосновывается необходимость формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в условиях интегрированного обучения и воспитания с опорой на их потенциальные возможности. В исследованиях выявлено своеобразие ее лексической стороны; определены пути коррекции грамматического строя; даны рекомендации по совершенствованию коммуникативных умений (Э.А. Голубева, В.Л. Дранков, И.В. Зотова, М. И. Лисина, Ю.Н. Кислякова, О.В. Мамонько, Е.А. Новгородцева и др.). С точки зрения О.В. Мамонько «несовершенство коммуникативных умений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для их успешной социальной адаптации. В связи с этим развитие потенциальных коммуникативных возможностей дошкольников с интеллектуальной недостаточностью требует специально организованной коррекционно-педагогической работы, направленной на включение их в активное ситуативно обусловленное взаимодействие с нормально развивающимися сверстниками в условиях интегрированного обучения и воспитания» [16, с. 258]. Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно освещены вопросы использования игровых технологий в работе по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в условиях интегрированного обучения и воспитания. В результате возникает противоречие между потребностью практики и недостаточностью научных разработок в данном направлении. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание методических рекомендаций для педагогических работников по использованию игровых технологий в процессе формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет с легкой степенью интеллектуальной недостаточности в условиях интегрированного обучения и воспитания. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования. 2. Выявить особенности и уровни сформированности коммуникативных умений детей 6-7 лет с лёгкой интеллектуальной недостаточностью в условиях интегрированного обучения и воспитания. 3. Разработать и апробировать содержание методических рекомендаций для педагогических работников по использованию игровых технологий в процессе формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет с легкой степенью интеллектуальной недостаточности в условиях интегрированного обучения и воспитания. Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений детей 6-7 лет с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Предмет исследования – содержание методических рекомендаций для педагогических работников по использованию игровых технологий в процессе формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет с легкой степенью интеллектуальной недостаточности в условиях интегрированного обучения и воспитания. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов. База исследования: ГУО «Руднянский ясли-сад Мозырского района».