Фрагмент работы
ОГЛАВЛЕНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ ………………………………………3 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..9 ГЛАВА 1 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………10 1.1 Проблемы исследования эмоционального интеллекта …………………...10 1.2 Романтические отношения ………………………………………………….28 1.3 Деловые отношения ………………………………………….……………...37 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ И РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА…………………………..43 2.1 Организация и методы исследования ……………………………………...43 2.2 Особенности восприятия деловых и романтических отношений и эмоционального интеллекта у юношей и девушек.……………………………45 2.3 Особенности понимания деловых и романтических отношений и эмоционального интеллекта у юношей и девушек в зависимости от специальности обучения ………………………………………………………..51 2.4 Взаимосвязь восприятия деловых и романтических отношений и эмоционального интеллекта у юношей и девушек, студентов разных специальностей…………………………………………………………………..56 2.5 Особенности понимания деловых и романтических отношений у юношей и девушек с разным уровнем эмоционального интеллекта, у студентов разных специальностей с разным уровнем эмоционального интеллекта ……………..61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….65 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..…………………………………………66 ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………70 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Объект исследования - понимание юношами и девушками деловых и романтических отношений. Предмет исследования - особенности понимания юношами и девушками деловых и романтических отношений. Цель работы - определить особенности деловых и романтических отношений у юношей и девушек с разным уровнем эмоционального интеллекта. Задачи работы: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования эмоционального интеллекта. 2. Определить особенности восприятия деловых и романтических отношений и эмоционального интеллекта у юношей и девушек. 3. Выявить особенности понимания деловых и романтических отношений и эмоционального интеллекта у юношей и девушек в зависимости от специальности обучения. 4. Установить взаимосвязь восприятия деловых и романтических отношений и эмоционального интеллекта у юношей и девушек, студентов разных специальностей. 5. Определить особенности понимания деловых и романтических отношений у юношей и девушек с разным уровнем эмоционального интеллекта, у студентов разных специальностей с разным уровнем эмоционального интеллекта. Результаты исследования (положения, выносимые на защиту). 1. Важность эмоционального интеллекта проявляется и в его взаимосвязи между сиюминутным эмоциональным настроем, основополагающими чертами характера и нравственными установками человека. Проявляется все больше доказательств, что фундаментальные этические принципы личности базируются на эмоциональном потенциале. Так, импульс – это способ проявления эмоции. Источник любого импульса – это эмоция, которая стремится проявиться в действии. Люди, не умеющие сдерживать свои импульсивные порывы, не обременяют себя соблюдением и моральных принципов. 2. Исходя из этого, для человека будет всегда актуально важным способность к пониманию своих эмоций, управлению ими и пониманию эмоций других людей. 3. Понимание деловых и романтических отношений и эмоциональный интеллекта у юношей и девушек имеет свои особенности. Девушки по сравнению с юношами правильнее воспринимают деловые отношения, точнее могут определять, что отношения в паре лишены романтического контекста и относятся к деловым отношениям. По всей выборке юношей и девушек парциальные способности эмоционального интеллекта соотносятся с его нормальным уровнем. У юношей и девушек преобладает средний уровень общего ЭИ и в его структуре более развит социальный компонент (Отношение к другим). Статистически значимых различий в показателях ЭИ у юношей и девушек не выявлено. 4. Студенты факультета естествознания, по сравнению со студентами факультета психологии характеризуется более высокими показателями ЭИ «Отношение к себе», или внутреннего интеллекта. Это выражается в более развитой способности понимать свои эмоции, источники их возникновения, распознавать причины отрицательных эмоций, управлять ими. 5. У студентов, независимо от специальности показатель «Интимные отношения» имеет положительную взаимосвязь с общим интеллектом. У студентов факультета естествознания показатель «Деловые отношения» имеет положительную взаимосвязь с общим ЭИ и показателем «Отношение к себе». У юношей определена прямая взаимосвязь показателя «Интимные отношения» и показателя ЭИ «Отношение к себе», прямая взаимосвязь показателя «Деловые отношения» и общего уровня ЭИ. У девушек выявлена прямая взаимосвязь показателя «Интимные отношения») и общего показателя ЭИ. Юноши и девушки, студенты разных специальностей с разным уровнем эмоционального интеллекта различаются пониманием деловых и романтических отношений. Юноши и девушки, независимо от пола и специальности обучения с высоким уровнем эмоционального интеллекта характеризуются более высоким пониманием деловых и романтических отношений. Студенты факультета психологии, также как студенты факультета естествознания с высоким уровнем эмоционального интеллекта характеризуются более высоким пониманием романтических отношений. Структура магистерской диссертации: магистерская диссертация включает 53 с. основного текста, 6 рис., 16 табл., 48 источников, 4 приложения.