Фрагмент работы
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6 1.1 Теоретические подходы к делинквентному поведению личности 6 1.2 Особенности становления личности в подростковом возрасте (самооценка, ценностная ориентация) 23 1.3 Формирование ценностных ориентация в подростков возрасте 29 Выводы по 1 главе 33 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО И ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫМ К ДЕЛИНКВЕНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 35 2.1 Характеристика контингента испытуемых и методы исследования 35 2.2 Анализ результатов исследования 37 2.3 Обобщение и интерпретационные результаты исследования (взаимосвязь) 37 2.4 Рекомендации развития личностных склонностей к делинквентному поведению 47 Выводы по 2 главе. 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57 ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Введение
Проблема делинквентного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Отклоняющееся поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное, эмоциональное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой делинквентного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий. Во все времена делинквентное поведение оценивалось как стремление к разрушению, насилию, жестокости, причинения вреда другим людям. В современном обществе большую тревогу и озабоченность психологов и педагогов вызывает детское деструктивное поведение. Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем. Мощным дестабилизирующим фактором общества, увеличивающим его духовное неблагополучие, является разрушение естественных институтов социализации — семьи и детского сообщества, негативное влияние средств массовой информации на еще не сформированную детскую психику. Потеря авторитета родителей, учителей, взрослых, крушение идеалов и потеря нравственных ориентиров ведут к дегуманизации отношений как между взрослыми и детьми, так и в самой детской среде. Традиционную социализацию семьи начинает заменять телеэкранная, компьютерная социализация, которая весьма далека от общественных нравственных образцов и духовных ценностей. Приверженность подростка техническим «идолам» искажает картину мира гуманных отношений и требует изучения современного подростка, его эмоционально-нравственной сферы в условиях повышенной информационной опасности, когда начинает формироваться клиповое мышление, узость кругозора и деформированное сознание с размытыми категориями добра и зла. Все более разнообразные формы приобретают отклонения в поведении делинквентных подростков. Актуальность. В условиях изменения социально-культурной ситуации проявления делинквентности отражают трудоспособность адаптации взрослеющей личности. Обнаружив пути решения возникающих проблем, что составляет новизну исследования. Практическая часть. Будут выявляться особенности исследования делинквентному поведению современных подростков, которые позволяют подготовить коррекцию и профилактику мероприятий установки деформации личности. Гипотеза исследования. Склоны или не склоны к делинквентному поведению, подростки имеют разную ценностно ориентацию, которая в свою очередь взаимодействуют с их самооценкой. Объект исследования – делинквентное поведение личности. Предмет исследования – взаимосвязь ценностных ориентация и самооценки деликт подростков. Цель исследования – выявить особенности самооценки и ценностных ориентация у подростков к склонности делинквентному поведению. Задачи исследования:- Проанализировать подходы к проблеме дев поведения
- Охарактеризовать становления личности дев подростка
- Выявить ценностную ориентация и уровень самооценки подростков склонны или несклонны к делинквентному поведению.
- Установить взаимосвязь между ценностью и самооценкой.
- Тест Рокича «Ценностные ориентации»
- Дембо-Рубинштейн в модели А.М. Прихожан.
- Методы математической и статической обработки – корреляционный анализ Спирмена.