Транзитный потенциал Республики Беларусь в условиях международных санкций, АУП

Дисциплина
Внешнеэкономическая деятельность
Учебное заведение
АУП
Год сдачи 2023
Объем страниц 39
Оценка за работу 10

Фрагмент работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА 1.1 Сущность транзитного потенциала и факторы его развития В наиболее общем смысле термин «потенциал» является сложной характеристикой какого-либо объекта или явления и означает возможности объекта в заданных условиях достигать определенных целей и решать поставленные задачи. Согласно толковому словарю русского языка, «потенциал» характеризуется как «совокупность всех имеющихся возможностей и средств в какой-либо области» [2]. С экономической точки зрения, под потенциалом понимается «предельно возможный уровень улучшения показателей (эффективности) деятельности объекта при оптимальном использовании имеющихся ресурсов». Расширение рынков сбыта и международное разделение труда усилили территориальный разрыв между местами производства и потребления товаров и привели к существенному росту объемов и номенклатуры транснациональных грузопотоков. В этих условиях деятельность транспорта становится также глобальной: усиливается взаимодействие всех видов транспорта на всем протяжении цепи поставок продукции; происходит интеграция транспортных систем отдельных стран в единую мировую транспортную систему, обслуживающую потоки грузов между странами и континентами. В аспекте глобализации мировой экономики представляет интерес для изучения концепция транзитного потенциала транспортной системы. Республика Беларусь занимает выгодное географическое положение на пути между мировыми центрами деловой активности, что определяет ее ключевую роль в создании новой системы транспортных связей на Евроазиатском континенте. Пересечение в Республике Беларусь двух Трансъевропейских транспортных коридоров (II и IX, с ответвлением IXB), а также перенос общей границы на внешние контуры Евразийского экономического союза (ЕАЭС) создают предпосылки для ускорения переориентации на территорию республики транзитных грузопотоков, идущих сегодня по альтернативным маршрутам. В общем смысле под транзитом понимается перемещение через территорию страны грузов третьих стран под контролем таможенных органов без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер государственной экономической политики [16]. Транзитный потенциал транспортной системы можно рассматривать как способность обеспечивать высокий уровень пропускной способности транзитных потоков грузов в международном сообщении. Привлечение в Республику Беларусь международного транзитного грузопотока является важной задачей экономического, политического и социального характера. Государственная важность указанной задачи для Республики Беларусь обуславливается тем, что максимальное использование конкурентных преимуществ, в первую очередь выгодного для экспорта транспортных услуг географического положения страны, может внести значительный вклад в улучшение экономической ситуации Республики Беларусь. Рeшение этой задачи позволит сделать экспорт транспортных услуг такой же важной составляющей валового национального продукта, как и экспорт товаров. Транзит обеспечиваeт дополнительные поступления в бюджет, стимулирует развитие транспортной и сервисной инфраструктуры, способствует созданию дополнительных рабочих мeст. Многие европейские страны, в том числе Прибалтийские и Польша, выгодно используют свое географическое положение и транспортную инфраструктуру. Для них транзит является существенной статьей доходов и, в современных реалиях, – рычагом политических влияний.

Показать все готовые курсовые работы