Социально-педагогическая помощь несовершеннолетним, признанным в социально опасном положении , БГПУ

Дисциплина
Психология
Учебное заведение
БГПУ
Год сдачи 2023
Объем страниц 74
Оценка за работу 8

Фрагмент работы

ВВЕДЕНИЕ В Республике Беларусь более четверти всего населения составляют дети. Задача общества - вырастить детей физически и психологически здоровыми, активными и ответственными гражданами, которые внесут достойный вклад в процветание своей страны. Процесс воспитания не всегда проходит гладко. В «группе риска» по трудновоспитуемости дети могут быть включены по самым разным показателям. Такими показателями могут быть генотипические особенности и врожденные дефекты, социально обусловленные нарушения возрастного психического и личностного развития. Наиболее значимым психотравмирующим фактором для ребенка часто является семейная ситуация. В таких семьях утрачивается значительное число семейно-нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. За последние восемь лет в Беларуси более 160 тысяч детей находились в социально опасном положении. Почти 30 тысяч детей забирали из семьи и передавали в приюты или приемные семьи. По данным статистики в Минской области по состоянию на 01.06.2014 года общее количество семей, воспитывающих несовершеннолетних - 169 485, количество семей находящихся в социально опасном положении - 1 919. Областная статистика также свидетельствует, что в настоящее время в области находятся около 4,9 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 4,1 тыс. - социальные сироты. Неблагополучным семьям оказывается многопрофильная помощь, с этой целью работают 23 социально-педагогических центра с отделениями детских социальных приютов. Созданы и функционируют социально-педагогические и психологические службы, чтобы предупредить социальное сиротство и семейное неблагополучие. Особое значение имеет научный анализ вопросов профессиональной социальной работы с семьями в трудах отечественных и зарубежных авторов М.Т. Авсиевич, Ю. Александровский, Е.В. Антиповой, Л.Г. Гусляковой [6], С.Н. Буровой, Ф.Е. Василюк, А.К. Водневой, В.И. Жукова [11], Е.А. Зимней [15], А.А.Козлова [20], В.И. Курбатова [23], Е.Г. Студеновой [40], Е.И. Холостовой [43,44,45] В.В.Чечет, Т.В. Шеляг, Т.И. Шульга, О.А. Янчук и др. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, выступает в качестве социального института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. Основное направление в социальной работе - это оказание помощи семье в различных формах, что предусмотрено в концепции государственной семейной политики, а также в должностных обязанностях социального работника (педагога). Цель - изучение содержания социально-педагогической помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении, на базе средней школы №49 г. Минска Задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы социально-педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении. 2. Изучить и обобщить данные о социализации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении 3. Проанализировать практики оказания социально-педагогической помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении 4. Разработать и апробировать программу социально-педагогической помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении. Объектом исследования является несовершеннолетний, признанный находящимся в социально опасном положении. Предметом - содержание социально-педагогической помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении, на базе средней школы. В качестве исходной информационной базы использовались теоретические материалы различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, законодательно-нормативная база по проблемам оказания социально-педагогической помощи несовершеннолетним. Методы исследования: теоретический анализ педагогических, социологических, психологических литературных источников и нормативно-правовой документации; обобщение практики специалистов по оказанию социально-педагогической поддержки семьи и несовершеннолетнего; сбора информации; анкетирование; количественная и качественная обработка результатов. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты и материалы могут быть использованы в практической деятельности педагогов социальных, специалистов СППС, классных руководителей для повышения эффективности работы с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении.

Показать все готовые дипломные работы