Диплом Театральные декорации М.В.Добужинского , БГУ

Дисциплина
Искусство
Учебное заведение
БГУ
Год сдачи 2023
Объем страниц 60
Оценка за работу 10

Фрагмент работы

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Обзор источников и литературы 6 Глава 2. Творчество М.Добужинского как художника театра 1900-1924 гг. 11 2.1. Формирование особенностей творческого метода М.Добужинского 11 2.2. Театральные декорации М. Добужинского 1907-1924 гг. 20 Глава 3. Театральные декорации в творчестве М.Добужинского 1925-1957 гг. 45 Заключение 54 Введение Михаил Васильевич Добужинский - талантливый русский художник-декоратор, создавший множество изысканных театральных декораций в начале XX века. Его работы отличаются необыкновенной красотой и глубиной. Добужинский начал работать в театре в 1895 году, когда ему было всего 22 года. Он создавал декорации для таких театров, как “Малый театр”, “Академический театр имени М.Ю. Лермонтова” и “Большой театр”. Его декорации были предметом восхищения и восхищения критиков и зрителей. Особенностью творчества Добужинского является то, что он не просто создавал красивые декорации, но и стремился передать в них глубокий смысл. Его декорации были наполнены символикой и метафорами. Например, в декорации к пьесе “Женитьба Фигаро” он изобразил игрушечного медведя, который символизировал невинность и детство героини пьесы. Также стоит отметить, что Добужинский был мастером в создании иллюзии пространства. Он использовал различные техники, чтобы создать глубину и перспективу на сцене. Его декорации заставляли зрителей чувствовать, как будто они находятся в другом мире. В целом, театральные декорации М.В. Добужинского - это настоящее искусство. Они не только служили украшением на сцене, но и помогали передать глубокий смысл пьесы. Его работы остаются великолепным примером классического театрального искусства. Формирование художественных интересов Добужинского шло во взаимосвязи со становлением его этических и философских взглядов на главнейшие вопросы человеческой жизни. Основы их были заложены в художнике отцом, который воспитал в сыне веру в непобедимую силу добра, в торжество духа над телом. Театр занимает большое место в творчестве М.В. Добужинского. Увлечение этим искусством проявилось еще в детстве, когда, по воспоминанию художника, они с двоюродным братом, Сташей (Е.Е. Добужинским), ставили спектакль «Дети капитана Гранта», а позже затеяли «настоящий» театр на даче отца Сташи на Каменном острове - давали «Каменного гостя» и «Скупого рыцаря». Как свидетельствует Добужинский, для этих постановок он придумал и исполнил декорации [11]. Театральные декорации М.В. Добужинского - это яркий пример творческого наследия одного из великих художников XX века. Его декорации использовались в разных театрах и в разные годы, и до сих пор вызывают интерес и восхищение у зрителей и профессионалов. Одним из первых театров, где были использованы декорации М.В. Добужинского, был Александринский театр в Ленинграде. В 1921 году он создал декорации для постановки “Очарованный принц” А.С. Пушкина, которые стали настоящим открытием для театральной общественности. Декорации были выполнены в стиле русского авангарда и имели яркие краски и яркие геометрические формы. В 1920-е годы декорации М.В. Добужинского начали использовать в московских театрах. Он создавал декорации для спектаклей МХАТа и Большого театра. Одним из знаменитых спектаклей, где были использованы декорации М.В. Добужинского, стала “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова. Декорации были выполнены в яркой красочной гамме и создавали удивительную атмосферу волшебства. В 1930-е годы М.В. Добужинский работал в театре оперы и балета имени Кирова. Он создал декорации для спектаклей “Жизель” и “Лебединое озеро”. Декорации были выполнены в сдержанной гамме и создавали особенную атмосферу трагедии и романтики. Декорации М.В. Добужинского продолжают использоваться и в наши дни. Они украшают спектакли в России и за рубежом, и являются своеобразным мостом между прошлым и настоящим. Их актуальность не угасает со временем и продолжает вдохновлять театральных художников и зрителей. В заключение можно сказать, что театральные декорации М.В. Добужинского - это яркий пример творческого наследия, которое продолжает жить и вдохновлять наших современников. Его декорации не утратили своей актуальности и продолжают быть востребованными в театральной среде. Будучи в составе художественного объединения «Мир искусства» Добужинский разделял любовь к театру, свойственную участникам кружка. Однако лишь в 1907 году ему довелось впервые выступить в качестве театрального художника. Первые оформленные Добужинским спектакли - пастурель средневекового автора Адама де ла Аль «Робен и Марион» (для Старинного театра) и «Бесовское действо» А.М. Ремизова (для театра В.Ф. Комиссаржевской) привлекли к себе внимание публики и критиков и выдвинули Добужинского в ряд ведущих театральных мастеров начала XX века. Следует отметить, что именно в то время, когда Добужинский начинал свою деятельность в театре, в этой области искусства стали происходить изменения в концепции художественного оформления спектакля. Все большее значение уделялось созданию художественного облика спектакля, передаче в образной изобразительной форме содержания театральной постановки. Соответственно, повышалась и роль художника, работавшего над сценографией. Добужинскому принадлежит значительное место в обновлении театрального русского и европейского искусства первой половины XX века. Его творчество известно во многих странах мира, его работы хранятся в музеях России, в галереях Англии, Франции, Германии, Италии, Чехии, США и других государств. Актуальность работы. Личность М.В.Добужинского масштабна и многогранна, хотя и не оценена до конца. Он вступил в искусство в период величайших сдвигов в социальной жизни, науке, философии, культуре. Его творчество навсегда остается связанным с глубоким переломом в сознании человека, совершившимся под влиянием этих перемен. Он внес большой вклад в развитие живописи, книжной иллюстрации, а также в театральные декорации. Большой след в искусстве, в особенности русском и литовском, М.В. Добужинский оставил и как замечательный педагог. Цель работы состоит в том, чтобы выявить стилевую эволюцию в творчестве М.В. Добужинского как театрального декоратора. Представленная цель предполагает решение следующих задач. 1. охарактеризовать формирование особенностей творческого метода М.В. Добужинского; 2. выявить особенности театральных декораций в 1907-1924 гг. 3. выявить особенности театральных декораций в 1925-1957 гг. Объект– театральные декорации М.В. Добужинского в 1907–1957 гг. Предмет дипломной работы – Творчество М.В. Добужинского как художника театра. Хронологические рамки исследования затрагивают XX век (главным образом период с 1907-1957 гг.). Мстислав Валерианович Добужинский проработал почти всю свою жизнь. Дипломная работа состоит из: введения, 3 глав, заключения, списка используемых источников, литературы и приложения. Первая глава состоит из обзора источников и литературы, используемых в дипломной работе. Вторая глава состоит из описания творческого метода М.В.Добужинского, а также затрагивает особенности театральных декораций 1907-1924 гг. Третья глава состоит из выявления особенностей театральных декорации М.В.Добужинского в 1925-1957 гг., период когда он находился в эмиграции. Список используемых источников состоит из 34 позиций. Приложение 1 представляет собой таблицу, в которой видно художественный особенности театральных декораций, в зависимости от года и вида постановки, приложение 2 состоит из эскизов к декорациям.

Показать все готовые дипломные работы