Фрагмент работы
ПЛАН
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря у детей 2-3 лет посредством использования малых форм фольклора 5
1.1. Психологические особенности ребенка младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.2. Характеристика развития речи детей раннего возраста……………………………………………………………………………6
1.4. Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей 2-3 лет…………………………………………………………………………………8
Глава 2. описание проектировочной деятельности по обогащению словаря детей 2-3 лет в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами 11
2.1. Диагностика сформированности словаря детей 2-3 лет 11
2.2. Содержание образовательной деятельности, направленной на обогащение словаря детей 2-3 лет 12
Выводы по второй главе. 16
Заключение 11
Список использованных источников 18
Приложение А 19
Приложение Б 22
Приложение В 27
Приложение Г 32
Приложение Д 34
Приложение Е 35
Приложение Ж 38
Введение
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Он учится говорить постепенно. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь. Развитие словаря является основной характеристикой речи детей младшего возраста. Психолого-педагогические особенности и механизмы развития словаря детей раскрываются в трудах Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Все исследователи указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьева, Л.В.Щерба). Основы методики развития активного словаря дошкольников определены в работах А.М.Леушиной, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Е.А.Флериной. Проблемы содержания и методов развития словаря в дошкольном учреждении плодотворно разрабатывались А.М.Бородич, Н.Ф.Виноградовой, В.В.Гербовой, О.С.Ушаковой, Л.Г.Щадриной, Н.С.Старжинской и др.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Актуальность данной проблемы и определила выбор темы данного исследования. Мы предполагаем, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору), способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильному звукопроизношению.
В соответствии с выбранной темой, мной была сформулирована цель: формирование пассивного и активного словаря у воспитанников первой младшей группы посредством использования малых форм фольклора в образовательном процессе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- проанализировать научно–методическую литературу по проблеме формирования словаря детей 2-3 лет в учреждении дошкольного образования;
- составить перспективный план работы, разработать конспекты занятий и использовать их в работе с детьми;
- пополнить развивающую предметно-пространственную среду;
- активизировать участие родителей в обогащении словаря детей с использованием малых фольклорных форм.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, беседы, анализ полученной информации.
Объект исследования – формирование словаря у детей 2-3 лет.
Предмет исследования – Формирование словаря у детей 2-3 лет посредством использования малых форм фольклора.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, беседы, анализ полученной информации.